Пугачева сделала “Тату”

Как превратить уход со сцены в шекспировский мастер-класс?

Сегодня Алле Пугачевой все-таки исполнилось 60! Вечером громко грянет финальная кода растянувшихся на неделю торжеств по случаю юбилея певицы, создавшей целую Эпоху в жизни страны. После ее сольных концертов “Сны о любви” в Кремле на прошлой неделе долгие проводы Примадонны, объявившей об уходе со сцены, продолжатся грандиозным музыкальным парадом “С днем рождения, Алла!” в Лужниках.

Утечки и просочившиеся из “юбилейного” штаба слухи сильно взволновали общественность. Люди не на шутку встревожены. Вместо прощального романса “А напоследок я скажу” Алла намерена, похоже, поставить не просто жирную точку, а много восклицательных и даже вопросительных знаков. Споет, например, дуэтом с Софией Ротару, но не простую песенку а-ля тру-ля-ля, а всемирный лесбийский гимн “Нас не догонят” из репертуара группы t.A.T.u. С одной стороны — забавное путешествие в машине времени: мол, вот такими могли бы быть и сами “татушки” лет через сорок. С другой — отчаянный поступок. Будет ли воспроизведен неизменный атрибут знакового “тренда” — страстный женский поцелуй по образу и подобию t.A.T.u и последовавших их примеру Мадонны с Бритни Спирс.

В отличие от кремлевского “интима”, когда г-жа Пугачева прощалась с обожающим народом наедине, сегодня в гигантский Дворец спорта с поздравлениями прибудет развеселым табором звездное дворянство ее музыкального королевства — пляшущее и поющее. Церемониймейстером, разумеется, назначен действующий фаворит императрицы Максим Галкин.

Главных интриг две. Обсуждается, кто из высшего руководства страны посетит концерт и посетит ли вообще. Пока слухи склоняются к “гербовой” версии “двуглавого орла” — мол, и Путин, и Медведев прибудут вдохновенным дуэтом на мероприятие, из-за чего сотрудники квартирующего в Луже зала “Россия” уже несколько дней стоят на ушах, не понимая, кого можно, а кого нельзя вписывать в списки на служебный проход.

Вторая интрига завертелась вокруг другого, не менее вдохновенного дуэта — самой Аллы Борисовны со своей вечной соперницей Софией Ротару. По поводу этого “дуэта века” уже пару недель весь интернет стоит на ушах. Интересно, однако, не столько то, что “заклятые подруги” в обнимку вновь появятся на сцене — они это уже неоднократно делали, — сколько то, КАК они это сделают.

Увидим ли мы поцелуй Эпохи?

София Михайловна не смогла бы повторить подвига Зои Космодемьянской. Ее даже не пытали, когда она записывала на студии в Киеве вокальную партию для кавер-версии мирового хита группы t.A.T.u. “Нас не догонят”, но тайну, которая должна была взорваться сенсацией только сегодня вечером, сохранить не удалось. Предательская утечка всколыхнула информационное пространство — на юбилее у Пугачевой Ротару споет с ней дуэтом скандальный хит не менее скандальных лесбо-икон. “Слитые” из киевской студии рабочие дубли тут же появились в Сети. Комментарии — один хлеще другого. Главный вопрос — закончится ли исполнение страстным поцелуем по образу и подобию оригинала, от чего в свое время не удержалась даже Мадонна, неожиданно всосавшая в себя перепуганную Бритни Спирс на церемонии MTV в Нью-Йорке.

Здесь не могло не всплыть интервью Аллы Пугачевой “МК” десятилетней давности по случаю ее беспримерного выступления в Зале им. Чайковского с прославленным гей-хором из Лос-Анджелеса.

— В связи с тем, что воспитали меня как мальчика, — рассуждала тогда Алла, — то меня должно бы тянуть к девочкам. Я никогда не отдавала отчета себе в этом. Думала, как мне нравятся эти девочки — певица хорошая или танцовщица хорошая. Я все время думала, что мне нравится талант этой девочки. А вот теперь я думаю: Господи, может, не талант мне нравился?..

Впрочем, опомнившись, Алла тогда же всех и успокоила. “Никакой тяги к бабам, — говорит, — вообще нет. Ненавижу. Презираю. Отвратительные. Тьфу”.

К “татушным” лаврам, однако, Пугачева с Ротару однажды уже примерялись, хотели устроить “бэмс” еще на 60-летнем юбилее Софии Михайловны пару лет назад, но тогда не разобрались с гардеробом. Школьные платьица для Примадонны и украинской суперзвезды — так, чтобы адекватно сидели на зрелых фигурах, — не взялся тогда пошить даже маэстро Юдашкин. От идеи коротеньких юбочек и гольфиков со временем и сами артистки отказались. Будут голосить теперь “Нас не догонят” в платьях свободного кроя.

“МК” первым раздобыл уже законченную и сведенную запись и отправился с нею, конечно, к самим “татушкам”. Они и стали первыми слушателями и критиками новоиспеченной сенсации, ответив на один вопрос: “Как вам кавер вашей нетленки в исполнении Ротару и Пугачевой?”

Юля: — Надо честно ответить, да? В общем, я считаю, что женщины молодцы, конечно, что устроили эту провокацию. История чуть ли не в национальные новости попала... Но к музыке и искусству это не имеет никакого отношения, и песню нашу они не вытянули, к сожалению…

Лена: — Ха-ха, Волкова, ты сама-то ее вытягиваешь?

Юля: — Не в этом дело. Я считаю, что лучше никак, чем так. В этой песне или надо орать во всю глотку припев, или не браться и не петь вообще. Все-таки “Нас не догонят” — легендарная песня, гимн свободы и достойна самых талантливых каверов…

Лена: — Ну не знаю... Лично мне безумно приятно. Мне вообще нравятся ранние песни Аллы Пугачевой. А перепевку с удовольствием послушала и улыбнулась. Это же шутка.

Несмотря на критическую оценку, Юля Волкова и Лена Катина все же нашли в себе чуток добра, чтобы поздравить Живую Легенду с юбилеем: “Алла Борисовна, вы великая певица, и мы искренне вас поздравляем!”

Тем временем критический взгляд не разделяет “соучастник” сенсационной “татуизации” Анатолий Лопатин.

Саундпродюсер, создающий последние 10 лет актуальное звучание Примадонны и прозванный за это “завзвуком”, тоже считает, что именинница и ее визави “не проорали так, как оригинал”.

— t.A.T.u ничего не поют, а просто орут, — говорит он. — А Алла с Ротару ее спели так, как эту песню можно было бы спеть, а не пищать, как молоденькие девчонки. Тем более мы опустили тональность немножко, чтобы можно было не кричать, а петь. И они спели. Показали возрастной класс. А что касается “гимна свободе”, то они даже его усилили диалогом на два голоса: “Нас не догонят? Нет, не догонят! Спасибо, все свободны…”

Цепкая хватка стареющей рукою 

Насчет “возрастного класса” г-н Лопатин абсолютно прав. Те же последние десять лет Алла из концерта в концерт не уставала на разные лады декламировать свое знаменитое стихотворение:

“Она цеплялась за любовь уже стареющей рукою,

Любовь, надменно хмуря бровь,

Кубинский ром пила с другою.

Дура ты, любовь…”

Народ от этой декламации колотился в истерике, в том числе и на последних концертах в Кремле. Кого-то пробирал озноб, у кого-то мурашки парализовывали спину, кто-то, захлебываясь в слезах, начинал истошно вопить “браво!”.

Можно бесконечно слушать одни и те же строчки и каждый раз впадать почти в наркотический транс от декламации. Пугачева каждый раз читает стих по-новому. В Кремле вот заменила кубинский ром на зеленый чай. То сделает ударение на “цеплялась”, то на “стареющую руку”, кокетливо взмахивая ею перед носом, и зал тогда готов, сорвавшись с мест, задушить великую актрису в крепком объятии сострадания.

Слез и на последних концертах в Кремле было предостаточно. Даже г-н Лопатин, видящий Примадонну на своей студии гораздо чаще любого зрителя, признавался, что несколько раз вынужден был отводить взгляд от сцены, потому что из глаз готовы были хлынуть слезы. Кристина Орбакайте, единоутробная дочь артистки, пришла за кулисы, почти выжимая платок, весь мокрый от пролитых за два часа слез. Тамара Гвердцители, по-детски широко раскрыв глаза после представления, возбужденно шептала всем проходящим мимо: я, говорит, думала, что Алла Борисовна просто хорошо играет, а сейчас поняла: она же на сцене искренне страдает!

“Страдающая” Алла Борисовна в этот момент, прихлебывая зеленый чай в гримуборной, заговорщическим тоном сообщила Галине Волчек о том, что знает, чем ей теперь заняться, “когда уж голос не тот”: “Декламация на фоне моих песен — вот что мне надо теперь делать, и в абсолютно театральном интерьере”. Галина Борисовна впала в тревожную задумчивость, сраженная, видимо, не столько этим откровением, сколько подозрением: не намекает ли ее лучшая подруга на “театральные интерьеры” “Современника”?

Кто-то из “прощавшихся” в эти дни с Живой Легендой, однако, говорил, что сегодняшняя “пушистая” и умиротворенная Пугачева уже не та “сильная женщина”, которая героически противостояла “ударам судьбы” в своем прежнем пассионарном творчестве, и этого, мол, им не хватает в сегодняшней артистке. На это Алла сказала “МК”:

— Не знаю, кому там чего не хватает… Надо спросить у зрителей, которые в конце каждого концерта встают, аплодируют, на глазах слезы. У них надо спросить, есть у меня стержень или нет... Я, честно говоря, в себе этого стержня никогда даже и не чувствовала. Да и не сильная женщина я совсем. Не надо путать образ и сущность. Я выхожу на сцену за другим. Я могу петь старые песни, новые песни, могу говорить, читать стихи. Это — общение для меня. С людьми, которые пришли на концерт. Поэтому я, наверное, и Алла Пугачева, а не кто-то другой.

Аминь 

Новое прочтение “старой” Пугачевой стало практически главным сюжетом подлинного мастер-класса, который Алла устраивает в эти дни под знаком своего юбилея и “ухода”.

Ее “завзвуком” Анатолий Лопатин считает, например, что “она хоть и заявила, говоря об уходе, что уже и голоса нет, но голосом стала даже лучше, чем была лет пять назад”.

— Она шикарно поет, особенно на фоне нынешней поп-молодежи, — рассуждает г-н Лопатин. — То, как она исполнила “Айсберг”, “Любовь”, “Люди, люди”, — это не просто новое прочтение старых песен, это учебник исполнительского мастерства, которому надо учиться и учиться. Раньше у нее был звонкий голос, который она, кстати, сорвала, когда исполнила “Бубен шамана” — очень сложную композицию. Но ей хотелось тогда по молодости показать всем себя. Зато теперь у нее великолепное контральто. Если в молодости Пугачева запросто пела ми и фа наверху, то теперь может брать ми практически как басовую мужскую ноту. У нее появился густой волнующий низ. С ним очень хорошо работать.

Снобы и эстеты ворчали, правда, о прямолинейности визуальных инсталляций на огромном экране — мол, если “Айсберг”, то море, если “Метель”, то снег. “А вы хотели увидеть пинкфлойдовскую абстракцию? — возражал постановщик Борис Краснов. — Алла — не “Пинк Флойд”. Алла — настоящая театральная актриса, а в театре даже у Шекспира там, где лес, была именно табличка “лес”.

В свою очередь, Пугачева дирижировала не только своим “волнующим низом”, но и всем залом, как, впрочем, она это умела делать всегда, и сноровки не растеряла. По взмаху ее рук или глаз люди вставали и садились, рукоплескали и сыпали цветами. “Вы стоите? Стойте! — декламировала Алла, — Я перед вами, а вы — передо мной. И пусть это будет самое великое противостояние людей на земле!”

В красно-розовом балахоне Алла завершала концерт, растворяясь в тумане на лестнице под потолком. Не все, однако, знали или помнили, что в таком же красно-розовом балахоне 35 лет назад и состоялось первое пришествие Примадонны. В чем, собственно, пришла, в том и ушла…

Вот и подумалось, что “уход” Пугачевой, растворившейся “на небесах”, чем-то сродни Вознесению, после которого неизбежно наступит Второе пришествие…

Артур Гаспарян, "Московский комсомолец", 15.04.2009 г. 

Ссылка на оригинальную статью: Пугачева сделала “Тату”

СМИ | 2009-04-15